Снижение доли рыбной муки в корме замедляет рост аквакультурной рыбы

Исследователи из Национального института стандартов и технологий (NIST) и Департамента природных ресурсов Южной Каролины (SCDNR) изучили влияние диеты с пониженным содержанием рыбной муки — ключевого, но дорогого компонента коммерческих кормов для рыб. Результаты показали, что такие диеты могут быть дешевле, но рыба оказывается менее здоровой.

Аквакультура — один из самых быстрорастущих секторов производства продуктов питания с годовым доходом около $100 млрд, обеспечивающий почти половину мирового потребления рыбы. Рыбная мука — основной источник белка, но её производство дорого, а запасы дикой рыбы для её изготовления истощаются. Предлагаемое решение — замена части рыбной муки на более дешёвые и экологичные источники белка.

SCDNR провела эксперимент на кобии, популярной морской рыбе для аквакультуры, в период от молоди до взрослой особи. Были протестированы три экспериментальных рациона:

  • Содержащий на 50% меньше рыбной муки, чем в коммерческом корме.
  • Содержащий на 75% меньше рыбной муки.
  • Содержащий 100% обычного количества рыбной муки. Четвёртая группа получала стандартный коммерческий корм для контроля.

Для оценки усвоения питательных веществ учёные из NIST применили спектроскопию ядерного магнитного резонанса (NMR). Этот метод позволил измерить уровень метаболитов в рыбе после переваривания корма.

Результаты 100-дневного исследования:

  • Рыба на диетах с пониженным содержанием рыбной муки метаболически отличалась от групп на 100% рыбной муке и контрольной диете.
  • У этих рыб были повышены уровни метаболитов, связанных со стрессом: тирозина и бетаина.
  • У них был понижен уровень глюкозы — основного источника энергии.
  • Это указывает на недостаточное питание для здорового роста.

Наибольший рост к концу исследования показала рыба на экспериментальной 100% диете. Помимо нормальных уровней тирозина, бетаина и глюкозы, NMR выявил у этой группы значительно более высокий уровень лактата. Исследователи связывают это с тем, что в этой диете был самый высокий процент углевода кукурузного крахмала, а лактат производится кишечными бактериями при метаболизме углеводов. Эффективное расщепление углеводов критично для производства энергии, поэтому диета, стимулирующая активность кишечной микрофлоры, может быть важным условием для оптимального здоровья кобии.

Хотя диеты с пониженным содержанием рыбной муки в данном исследовании показали плохие результаты, данные метаболомного анализа на основе NMR дают понимание для разработки более успешных рецептур. Учёные ожидают, что будущие исследования приведут к созданию альтернативных кормов, которые будут рентабельнее, экологичнее и обеспечат высокий выход здоровой рыбы.

2012-05-03