Переход к земледелию негативно сказался на здоровье людей

Когда около 10 000 лет назад популяции по всему миру начали переходить к земледелию, независимо от их местоположения и типа культур, наблюдалась общая тенденция: рост и здоровье людей ухудшались.

Универсальный тренд

Первый всеобъемлющий глобальный обзор литературы о росте и здоровье в период перехода к земледелию, опубликованный в журнале Economics and Human Biology, показывает, что ранние земледельцы столкнулись с дефицитом питательных веществ и хуже адаптировались к стрессу. Вероятной причиной стала зависимость от конкретных продовольственных культур вместо разнообразного рациона.

Причины ухудшения здоровья

Рост плотности населения в земледельческих поселениях привёл к увеличению числа инфекционных заболеваний. Это усугублялось проблемами санитарии и близостью к одомашненным животным — новым переносчикам болезней.

Долгосрочная перспектива

Тенденция к снижению роста со временем обратилась вспять, и средний рост большинства популяций начал увеличиваться. Особенно заметен этот скачок в развитом мире за последние 75 года, после индустриализации пищевых систем. Однако около 60% наших калорий по-прежнему поступает из кукурузы, риса и пшеницы.

Методология исследований

Обзор сравнивал данные исследований из Китая, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки и Европы. Все работы использовали стандартизированные методы оценки здоровья на уровне индивида по всему скелету, а не по отдельным его элементам. Маркерами служили взрослый рост, кариес и абсцессы зубов, плотность костей и зажившие переломы.

Важные нюансы

Переход к земледелию происходил неодинаково по всему миру. В некоторых древних обществах, например, на побережьях Северной Америки, культуры могли лишь дополнять рацион на основе морепродуктов. В таких случаях более оседлый образ жизни, а не обязательно земледелие, мог способствовать снижению роста.

Понимание того, как человеческое тело адаптировалось к изменениям среды 10 000 лет назад, может помочь осмыслить его адаптацию сегодня. Современная коммерциализация пищи обеспечивает больше калорий, но не обязательно питательных веществ, необходимых для крепкого здоровья.

2011-06-15