Генетически модифицированный «Золотой рис» не оправдывает жизнеспасающих обещаний
Новое исследование Университета Вашингтона в Сент-Луисе предполагает, что «Золотой рис» (Golden Rice) — ГМ-культура, представленная на обложке журнала Time в 2000 году как средство спасения миллионов жизней в странах третьего мира, — всё ещё находится за годами до внедрения в поля. Даже в этом случае он может не оправдать громких заявлений о пользе для здоровья, которые регулярно цитируют сторонники ГМО.
«Золотой рис» всё ещё не готов для рынка, но мы находим мало подтверждений распространённому утверждению, что экологические активисты ответственны за задержку его внедрения. Противники ГМО не были проблемой», — заявил ведущий автор Гленн Стоун, профессор антропологии и экологических исследований.
Впервые задуманный в 1980-х и являющийся объектом исследований с 1992 года, «Золотой рис» стал громоотводом в битве за генетически модифицированные культуры.
Сторонники ГМО долго преподносили это нововведение как практичный способ обеспечить бедных фермеров в удалённых районах сельскохозяйственной культурой, способной добавить в местный рацион столь необходимый витамин А. Дефицит витамина А, проблема многих бедных стран Глобального Юга, оставляет миллионы людей под высоким риском инфекций, болезней и других недугов, таких как слепота.
Некоторые анти-ГМО группы рассматривают «Золотой рис» как разрекламированного «троянского коня», с помощью которого биотехнологические корпорации и их союзники надеются проложить путь к глобальному одобрению других, более прибыльных ГМ-культур.
В недавней статье в журнале Agriculture & Human Values Стоун и его соавтор Доминик Гловер, исследователь риса из Института исследований развития Университета Сассекса, находят мало доказательств того, что анти-ГМО активисты виноваты в невыполненных обещаниях «Золотого риса».
«Рис просто не был успешен на испытательных участках селекционных институтов на Филиппинах, где ведутся основные исследования, — сказал Стоун. — Он даже не был представлен на одобрение регулирующему органу — Филиппинскому бюро растениеводства (BPI)».
«Несколько месяцев назад Верховный суд Филиппин действительно ввёл временный мораторий на испытания ГМ-культур, — отметил Стоун. — В зависимости от его длительности, это приостановление определённо может повлиять на разработку ГМ-культур. Но трудно винить в отсутствии успеха с «Золотым рисом» это недавнее действие».
Хотя активисты и уничтожили один испытательный участок с «Золотым рисом» в ходе протеста в 2013 году, маловероятно, что это действие оказало какое-либо значительное влияние на одобрение культуры.
Стоун, являющийся признанным международным экспертом по человеческому фактору в глобальных сельскохозяйственных тенденциях, был ранним сторонником непредвзятого отношения к «гуманитарным» ГМ-культурам, таким как «Золотой рис».
«Золотой рис» был многообещающей идеей, поддержанной благими намерениями, — сказал Стоун. — Но если мы действительно заинтересованы в благополучии бедных детей — вместо того чтобы просто сражаться из-за ГМО, — то мы должны давать непредвзятую оценку возможным решениям. Простой факт заключается в том, что после 24 лет исследований и селекции «Золотой рис» всё ещё находится за годами до готовности к выпуску».
С 2013 года Стоун руководит крупным исследовательским проектом по рису на Филиппинах, финансируемым Фондом Темплтона. Его исследование сравнивает «Золотой рис» с другими типами риса, разработанными и культивируемыми на Филиппинах.
В рамках инициативы «Золотого риса» исследователи вводят гены в существующие сорта риса, чтобы заставить эти ГМ-растения производить микроэлемент бета-каротин в съедобной части зерна. Наличие бета-каротина придаёт генетически модифицированному рису жёлтый оттенок, что объясняет слово «золотой» в его названии.
Как отмечают Стоун и Гловер в статье, у исследователей по-прежнему есть проблемы с разработкой обогащённых бета-каротином сортов, которые давали бы урожайность, сравнимую с не-ГМО сортами, уже выращиваемыми фермерами.
Исследователи в Бангладеш также находятся на ранних стадиях ограниченных полевых испытаний «Золотого риса», но сомнительно, что эти усилия продвинутся быстрее, чем на Филиппинах.
Даже если генетическая модификация преуспеет в создании достаточно продуктивного сорта риса для выращивания бедными фермерами, неясно, какое влияние рис окажет на здоровье детей.
Как указывают Стоун и Гловер, до сих пор неизвестно, может ли бета-каротин в «Золотом рисе» вообще преобразовываться в витамин А в организмах сильно недоедающих детей. Также было проведено мало исследований о том, насколько хорошо бета-каротин в «Золотом рисе» сохраняется при длительном хранении между сезонами сбора урожая или при приготовлении традиционными методами, распространёнными в удалённых сельских районах.
Тем временем, по мере медленного развития «Золотого риса», Филиппинам удалось резко сократить уровень дефицита витамина А не-ГМО методами, отметил Стоун.
