Рыболовные пробелы — угроза недоеданию
Мир не сможет прокормить 10 миллиардов человек к середине века за счет вылова рыбы. Однако изменение подходов к управлению рыболовством может спасти сотни миллионов бедных людей, зависящих от рыбы, от недоедания, согласно анализу ученых Гарварда.
В основе проблемы — спрос и предложение. Мировой улов рыбы достиг пика в 1996 году, а население планеты, как ожидается, вырастет к 2050 году с 7,3 до 9–10 миллиардов. Ситуацию осложняют природные процессы, экономическое давление, международное регулирование и здоровье человека.
Анализ баз данных организации Sea Around Us (Университет Британской Колумбии), проведенный командой под руководством Сэмюэля Майерса из Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т.Х. Чана, показывает, что последствия сокращения рыбных запасов сильнее всего ударят по бедным слоям населения, особенно тем, в чьем рационе рыба занимает значительную часть.
Согласно оценкам исследования, в ближайшие десятилетия 11% мирового населения (845 млн человек) будут уязвимы к дефициту микроэлементов из-за зависимости от морепродуктов. Эта цифра возрастает до 19% (1,39 млрд человек), если учитывать питательные вещества, содержащиеся только в животных источниках, такие как витамин B12 и омега-3 жирная кислота DHA.
Ведущий автор Кристофер Голден, научный сотрудник Гарвардской школы Чана и заместитель директора Альянса планетарного здоровья, подчеркивает важность учета питания при определении стратегий управления рыболовством.
«Мы упускаем огромную часть картины, потому что многие последствия того, как мы управляем ресурсами и сохраняем природные системы, будут иметь очень сильное влияние на здоровье человека. Это не только вопрос биоразнообразия или экономики. Нам необходимо серьезно продумать это третье измерение: здоровье и благополучие человека».
Новый анализ — «мощное напоминание о том, насколько будущее наших источников пищи, окружающей среды и нашего здоровья полностью взаимозависимо», — сказала Клэр Мэттерсон, директор по стратегии Wellcome Trust.
По данным статьи, которая будет опубликована в журнале Nature, дефицит микроэлементов, содержащихся в рыбе (витамин B12, железо, цинк), может влиять на материнскую и детскую смертность, когнитивные нарушения и иммунную функцию. Около 45% смертности детей до 5 лет связано с недоеданием.
Проблемы для населения, зависящего от рыболовства, выходят за рамки перелова, который в некоторых регионах удалось решить благодаря грамотному управлению. Деструктивные методы рыболовства и загрязнение побережий ухудшают состояние водной среды. Ущерб наносит и изменение климата.
Более теплая вода и закисление приводят к обесцвечиванию коралловых рифов, а повышение температур заставляет тропические виды смещаться к полюсам. Последствия изменения климата могут сократить уловы на 6% в глобальном масштабе и до 30% в некоторых тропических регионах. Потепление тропических морей снизит содержание кислорода и приведет к уменьшению размеров рыб, сократив общую биомассу примерно на 20% к 2050 году.
Как отмечает Голден, люди в промышленно развитых странах могут компенсировать нехватку питательных веществ из-за сокращения рыбы с помощью других продуктов, добавок и витаминов. У жителей развивающихся стран часто нет такого выбора.
Среди развивающихся стран угрозы для рыбных запасов сильно различаются. На крупное островное государство, такое как Мадагаскар, больше всего влияют неустойчивые методы рыболовства и иностранный флот в его водах — проблемы, которые можно решить улучшением управления. Однако развивающиеся островные государства, такие как Кирибати, Мальдивы, Палау и Вануату, могут столкнуться с трудноразрешимыми проблемами. Изменение климата, вероятно, оттеснит местные виды рыб к полюсам, а повышение уровня моря может затопить низменные районы, где развита аквакультура. Бедные слои населения, вероятно, будут вынуждены перейти на менее питательные продукты, такие как рис и клубнеплоды.
«Богатые страны в некоторой степени защищены от этих экологических эффектов. Они могут создавать системы импорта продовольствия, интенсивного сельскохозяйственного производства, обогащенных продуктов и добавок, которые ограждают их от потенциальных последствий. В то же время наиболее уязвимы бедные слои населения, зависящие от прямого пути от окружающей среды к собственному благополучию. Существует почти обратная система Робин Гуда, где более богатые страны теперь проникают в богатые биоразнообразием районы с устойчивыми популяциями рыб и используют иностранные флоты для добычи ресурсов — как законно, так и незаконно — и доставляют их более богатому населению, которое в них не нуждается».
Некоторые видят решение проблемы в аквакультуре, но Голден с этим не согласен. Хотя глобальная аквакультура резко выросла и в 2014 году впервые превысила вылов дикой рыбы для потребления человеком, большая часть продукции предназначена для развитого мира или элиты развивающихся стран. Кроме того, аквакультура не полностью отделена от дикого рыболовства, поскольку дикие запасы обеспечивают кормовую муку для выращиваемой рыбы.
Хотя маловероятно, что вылов дикой рыбы обеспечит питание для растущего населения, лучшее управление может увеличить уловы до 10%, считает Голден. И если такая практика будет учитывать питание, можно избежать сотен миллионов случаев недоедания.
«Сейчас очень важно бить в эту тревогу, чтобы можно было внедрять политику, учитывающую питание».
