Исследование показывает, что потеря опылителей увеличивает риск недоедания и болезней

Новое исследование показывает, что более половины населения в некоторых развивающихся странах может оказаться под новой угрозой недоедания, если численность животных-опылителей сельскохозяйственных культур — таких как пчелы — продолжит сокращаться.

Несмотря на распространённые сообщения о важности опылителей для питания человека, до сих пор ни одно научное исследование фактически не проверяло это утверждение. Новое исследование учёных из Университета Вермонта и Гарвардского университета впервые связало реальный рацион людей в четырёх развивающихся странах с потребностями в опылении культур, которые обеспечивают их пищей и питательными веществами.

«Суть в том, что сокращение численности опылителей действительно может повлиять на здоровье человека, с пугающими цифрами, например, по дефициту витамина А», — говорит учёный Тейлор Рикеттс, соавтор исследования. Этот дефицит может привести к слепоте и повысить смертность от некоторых болезней, включая малярию.

Речь идёт не только о резком сокращении популяций пчел. Учёные по всему миру наблюдают тревожное сокращение многих видов опылителей, что угрожает мировым поставкам продовольствия. Недавние исследования показали, что эти опылители ответственны за до 40% мирового объёма питательных веществ.

Новое исследование делает следующий шаг. Оно показывает, что в некоторых популяциях — например, в изученных частях Мозамбика, где многие дети и матери едва удовлетворяют свои потребности в микроэлементах, особенно в витамине А, — исчезновение опылителей может привести к недоеданию до 56% людей.

Исследование «Вносят ли опылители вклад в питательное здоровье?» было проведено Алисией Эллис и Тейлором Рикеттсом из Института экологической экономики Ганда при Университете Вермонта и Сэмюэлем Майерсом из Гарвардской школы общественного здравоохранения. Оно опубликовано в выпуске журнала PLOS ONE от 9 января.

Важны детали рациона

Учёные отмечают, что «скрытый голод», связанный с дефицитом витаминов и минералов, по оценкам, вредит более чем каждому четвёртому человеку в мире, способствуя повышенному риску многих заболеваний, снижению IQ и производительности труда. «Продолжающееся сокращение популяций опылителей может иметь серьёзные последствия для глобального общественного здравоохранения».

«Это первое исследование, которое количественно оценивает потенциальное влияние сокращения численности животных-опылителей на здоровье человека», — говорит Майерс. Более ранние исследования показали связь между опылителями и урожайностью культур, а также между урожайностью и доступностью пищи и питательных веществ. «Но чтобы оценить, действительно ли сокращение числа опылителей повлияет на питание человека, нужно знать, что люди едят», — объясняет Майерс. Поэтому новое исследование изучило весь путь от опылителей до детальных данных опросов о ежедневном рационе людей в частях Замбии, Мозамбика, Уганды и Бангладеш.

«Сколько манго? Сколько рыбы? — говорит Рикеттс. — И на основе таких данных мы можем выяснить, получают ли они достаточно витамина А, кальция, фолиевой кислоты, железа и цинка». Затем учёные смогли изучить вероятное влияние будущего без опылителей на эти рационы.

Эпидемиология встречается с экологией

И для некоторых частей развивающегося мира это будущее может включать «увеличение дефектов нервной трубки из-за дефицита фолиевой кислоты или увеличение случаев слепоты и инфекционных заболеваний из-за дефицита витамина А», — говорит Майерс, — «потому что мы преобразовали наши ландшафты так, что они больше не поддерживают животных-опылителей».

«Мы обнаруживаем действительно тревожные эффекты в некоторых странах для некоторых питательных веществ и незначительные или нулевые эффекты в других», — говорит Рикеттс. В худшем случае команда прогнозировала небольшую разницу в Бангладеш, поскольку там уже много людей недоедают. С другой стороны, Замбия должна быть относительно защищена от этого риска. Это связано с тем, что, хотя учёные прогнозируют снижение потребления витамина А при сокращении числа опылителей в Замбии, «в рационе уже так много витамина А, что это не опускает многих людей ниже порога», — объясняет Майерс.

Это новое исследование вписывается в формирующуюся область исследований, изучающую, как очень быстрое преобразование природных систем Земли влияет на здоровье человека. Общая картина? «Повреждение экосистем может нанести ущерб здоровью человека, — говорит Рикеттс, — поэтому сохранение природы можно рассматривать как инвестицию в общественное здравоохранение».

2015-01-26