Повышение уровня CO₂ делает пищу более калорийной и менее питательной
Увеличение концентрации CO2 в атмосфере делает сельскохозяйственные культуры более калорийными, менее питательными и потенциально более токсичными. Если не принять мер, это может вызвать недоедание даже среди групп населения, которые сейчас имеют достаточно пищи. Таковы выводы исследования Лейденского университета, опубликованного в Global Change Biology.
Тот, кто сейчас ест здоровую пищу из риса и томатов, в будущем может не получать достаточно необходимых питательных веществ. Повышенное содержание CO2 в воздухе снижает питательную ценность культур: в них становится меньше цинка, железа и белков. В среднем содержание этих питательных веществ снижается на 4.4%, а некоторых — до 38%.
Одновременно увеличивается количество калорий, что может способствовать ожирению. Концентрации вредных веществ, таких как ртуть и свинец, также могут расти, хотя для изучения этого требуется больше данных.
Сигнал к действию
Во всем мире многие люди зависят от риса или пшеницы в своем питании. Обе культуры демонстрируют заметное снижение содержания необходимых питательных веществ по мере роста уровня CO2. Снижение питательной ценности может значительно повлиять на здоровье людей — даже при доступности достаточного количества пищи — и способствовать недоеданию.
Эколог Стерре тер Хаар рассматривает свое исследование как сигнал к действию: «Вопрос продовольственной безопасности часто сводится к тому, могут ли люди набить желудок. Наше исследование подчеркивает, что продовольственная безопасность также означает безопасность питательных веществ. Нам нужно уделять этому больше внимания».
Сравнение данных разных исследований
Исследователи проанализировали и сравнили данные о культурах из разных исследований. В этих работах культуры выращивали при различных уровнях CO2. Хотя данных было много, разные использованные концентрации CO2 затрудняли сравнение исследований.
Однако лейденские исследователи обнаружили, что влияние изученных уровней CO2 на рост растений было линейным: если уровень CO2 удваивается, то и влияние на питательные вещества удваивается. Это позволило исследователям сделать базовые измерения для сравнения данных. Они изучили 43 культуры, включая рис, картофель, томаты и пшеницу.
Насколько реалистичен этот сценарий?
Культуры для разных исследований выращивались в экспериментальных условиях как в помещении, так и на открытом воздухе. Насколько реалистично, что наша пища станет более калорийной, менее питательной и более токсичной? «Базовый уровень CO2 составлял 350 частей на миллион (ppm), и мы изучали, что произойдет при 550 ppm — уровне, которого мы ожидаем достичь в течение нашей жизни, — сказала исследователь тер Хаар. — Сейчас мы живем при 425 ppm, так что мы уже на полпути в этой модели».
По мнению исследователей, результаты позволяют предположить, что наша диета уже менее питательна, чем несколько десятилетий назад. В будущем нам, возможно, придется скорректировать свой рацион.
Необходимы дальнейшие исследования
Лейденские исследователи надеются, что это исследование вдохновит на дальнейшее изучение влияния CO2 не только на другие культуры, но и на то, как изменение климата иначе влияет на нашу пищу, и как мы можем адаптировать культуры к этим изменениям. Можно ли, например, выращивать их по-другому в теплицах? «К счастью, в голландском продовольственном секторе много инноваций, и у нас есть сильные исследовательские институты, которые могут это изучать, — говорит тер Хаар. — Мы действительно можем добиться прогресса вместе».
