Подавление гена drr-2 продлевает жизнь круглым червям

Учёные из Мичиганского университета обнаружили, что подавление недавно открытого гена drr-2 увеличивает продолжительность жизни круглых червей (C. elegans). Это открытие может помочь в поиске мишеней для будущих антивозрастных препаратов.

Ключевые результаты

  • В исследовании, опубликованном в журнале Aging Cell, было установлено, что ген drr-2 является важным компонентом TOR-пути (target of rapamycin pathway) — ключевого клеточного пути, чувствительного к питательным веществам.
  • Манипуляции с экспрессией этого гена давали тот же эффект, что и изменение калорийности питания:
    • Подавление (нокаут) гена drr-2 — продлевало жизнь червей.
    • Повышенная экспрессия гена drr-2 — сокращала жизнь.
  • Учёные показали, что инактивация drr-2 необходима для влияния TOR-пути на долголетие, и одного лишь «выключения» этого гена достаточно для продления жизни по сравнению с контрольной группой червей дикого типа.

Контекст и значение

  • Уже 25 лет известно, что значительное ограничение калорийности питания продлевает жизнь животным и замедляет возрастные изменения, но механизмы этого явления изучены слабо.
  • Цель исследований — найти менее радикальные, чем 30–40% ограничение рациона, способы добиться аналогичного эффекта у людей с помощью таргетированных препаратов.
  • TOR-путь — одна из основных мишеней в этой области. Препарат рапамицин, влияющий на этот путь, уже показал способность имитировать эффект диетического ограничения у мышей.
  • Ген drr-2 у червей оказался аналогичен человеческому гену eIF4H, который контролирует схожие клеточные функции (синтез белка).
  • C. elegans — идеальная модель для изучения старения: у них короткая (2 недели) жизнь, а многие гены, контролирующие скорость старения, эволюционно консервативны и имеют аналоги у человека.

Вывод

Открытие роли гена drr-2 в TOR-сигнальном пути, контролирующем синтез белка и долголетие, — это многообещающий шаг в поиске будущих лекарств, которые могли бы позволить людям жить дольше и здоровее без необходимости жёстко ограничивать себя в еде.

2010-08-18