Небольшое изменение климата может снизить эффект засухи у пшеницы, показало исследование
Повышенный уровень углекислого газа, вызванный изменением климата, может помочь пшенице справляться с засухой, согласно исследованию Университета Западной Австралии.
В первом в мире исследовании аспирант Эдуардо Диас де Оливейра обнаружил, что при воздействии на пшеницу большего количества CO2 она лучше справляется с высокими температурами и ограничением воды.
Ключевой вывод: если температура не повышается более чем на 2ºC выше средней, сочетание эффектов повышенного содержания CO2 и высокой температуры с ограничением воды фактически увеличивает биомассу и урожай зерна.
Это открытие может существенно повлиять на будущее производства сельскохозяйственных культур в регионах Австралии со средиземноморским климатом, где изменение климата, как ожидается, серьезно повлияет на ежегодный урожай в 20 миллионов тонн пшеницы в течение следующих 50 лет.
Детали эксперимента
Исследование проводилось в специально спроектированных туннельных теплицах на исследовательской станции Шентон-Парк. Ученые сравнивали три сценария с засухой и без нее, а также с повышенным уровнем CO2 при температуре на 2ºC, 4ºC и 6ºC выше окружающей.
Использовались два генотипа пшеницы:
- Энергичная линия 38-19
- Неэнергичный, но высокоурожайный сорт Janz, широко адаптированный в Австралии.
Результаты
Ученые ожидали, что более высокий уровень CO2 и температуры могут компенсировать негативный эффект засухи в конце сезона за счет увеличения скорости фотосинтеза листьев и биомассы.
Однако результаты показали:
- При +2ºC урожай действительно увеличивался независимо от полива.
- Сочетание повышенного CO2 при +4ºC или +6ºC имело тенденцию снижать биомассу и урожай зерна.
Как отметил соавтор исследования, профессор Кадамбот Сиддик: "Наши исследования раскрыли влияние взаимодействия между повышенным CO2, высокой температурой и водным стрессом у пшеницы. Эта жизненно важная информация поможет в разработке пшеницы, готовой к будущим климатическим условиям".
Исследование поддержано Университетом Западной Австралии, CSIRO и Департаментом сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства (DAFF).
